Аттестация педагогических кадров в сложившихся условиях
Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273) аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию.
В отношении педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 3 статьи 49 Закона № 273). При этом Порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (часть 4 статьи 49 Закона № 273). В связи с этим по согласованию с Минтрудом России был принят приказ Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г., регистрационный № 32408; далее – Порядок аттестации), являющийся ведомственным нормативным правовым актом прямого действия.
Согласно пункту 24 Порядка аттестации квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет.
При разработке Порядка аттестации и согласовании приказа о его утверждении из текста был исключен перечень возможных случаев продления сроков действия квалификационных категорий как противоречащих положениям статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав, а также не допускаются ограничение в трудовых правах, получение каких-либо преимуществ и установление различий, исключений, предпочтений, за исключением особо оговорённых указанной статьей случаев.
Поскольку одной из основных задач проведения аттестации в целях установления квалификационной категории является обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников (пункт 3 Порядка аттестации), то в рамках участия органов социального партнёрства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда сложилась практика включения в отраслевые соглашения, заключаемые в сфере образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, ряда положений, связанных с сохранением в отдельных случаях за педагогическими работниками заработной платы с учётом установленной ранее квалификационной категории после истечения срока её действия.
К примеру, Отраслевым оглашением по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2015–2017 годы, а затем на 2018–2020 годы, заключенным Минобрнауки России и Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации, а также распространяющимся до 31 декабря 2020 г. на Минпросвещения России, предусмотрено сохранение за педагогическими работниками в ряде случаев заработной платы с учётом установленной ранее квалификационной категории после истечения срока её действия. Этим же правовым актом рекомендовано включать в региональные отраслевые соглашения положения о сохранении за педагогическими работниками аналогичных условий оплаты труда сроком не менее чем на один год после их выхода на работу из отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; не менее чем за один год до наступления права для назначения страховой пенсии по старости; не менее чем на 6 месяцев по окончании длительной болезни, длительного отпуска, предоставляемого до одного года; на период до принятия аттестационной комиссией решения об установлении (отказе в установлении) квалификационной категории в случае подачи работником заявления в аттестационную комиссию.
Кроме того, в Отраслевом соглашении содержатся положения, предусматривающие упрощённые условия прохождения педагогическими работниками, имеющими квалификационные категории, аттестации в целях их повторного установления.
Как показал анализ региональных соглашений, указанные выше рекомендации, в том числе по вопросам аттестации, включены в региональные соглашения и рекомендованы для включения в коллективные договоры образовательных организаций.
С учётом изложенного, а также в условиях введения в субъектах Российской Федерации режима повышенной готовности, вызванного распространением пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и в целях социальной защиты педагогических работников предлагаем рассмотреть возможность принятия следующих решений:
– о сохранении за педагогическими работниками, у которых в 2020 году истекают сроки действия квалификационных категорий, условий оплаты труда до конца 2020 года с учётом установленной им ранее квалификационной категории;
– об обеспечении органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на формирование аттестационных комиссий, возможности и условий проведения аттестации педагогических работников, не имеющих квалификационной категории либо имеющих первую квалификационную категорию, пожелавших пройти аттестацию на первую или высшую квалификационную категорию, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и соблюдением необходимых санитарно-гигиенических и профилактических мер.
Заместитель министра просвещения Российской Федерации
В.С. Басюк |
Председатель Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации
Г.И. Меркулова |
Исходящий №ВБ-993/08/221 от 08.05.2020
13 Май 2020, 2251 просмотр.