Образование Приморского края
Информационно-образовательный портал Приморского края
Научно-образовательный центр "Империя школ"
тел.: +7 (423) 271-73-44, +7-914-791-73-44;

Об обучении учащихся на дому разъясняет Минпросвещения России

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Методических рекомендациях по организации обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях (gov.ru ) Минпросвещения России разъяснены многие вопросы обучения длительно (более 21 дня) болеющих детей.

Как отмечает Минпросвещения России, разъяснения Рособрнадзора об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении, направленные в регионы письмом от 7 августа 2018 г. N 05-283 , в основном, предназначены для организации работы при осуществлении госконтроля (надзора) в сфере образования органами управления образованием субъектов РФ и мониторинга организации образования детей на дому. Приложение к письму Минпросвещения России от 13 июня 2019 года N ТС-1391/07 «Об организации образования учащихся на дому» (далее – Разъяснения) содержит разъяснения об особенностях организации образовательной деятельности для учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому, необходимые как для общеобразовательных организаций, так и для родителей (законных представителей), дети которых получают образование на дому.

Основания для обучения ребенка на дому

Согласно действующему законодательству (ФЗ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ , ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ ), основанием для организации обучения на дому являются заключение медицинской организации в соответствии с приказом Минздрава России от 30 июня 2016 г. N 436н и заявление родителей (законных представителей) обучающегося. Порядок организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому определяется нормативным правовым актом органа госвласти субъекта РФ.

Как осуществляется обучение на дому

Минпросвещения разъяснено, что обучение на дому осуществляется как самостоятельно образовательной организацией, так и посредством сетевых формреализации образовательных программ (далее — сетевая форма).

Примечание. Сетевая форма обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность на основании договора между организациями.

 

При этом часть учебных предметов и коррекционных курсов может быть освоена применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а в случае, если состояние здоровья ребенка позволяет посещать образовательную организацию, часть учебных предметов и коррекционных курсов может быть освоена ребенком в стенах школы.

Разработка ИУП

Разъясняется, что обучение учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому, осуществляется по индивидуальным учебным планам в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее – организация).

Примечание. Индивидуальный учебный план (далее – ИУП) — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Обучение по ИУП, в том числе ускоренное, ст.34 ФЗ об образовании отнесено к академическим правам обучающегося.

 

ИУП разрабатываются с учетом примерных основных, в том числе адаптированных, образовательных программ начального, основного и среднего общего образования, а также примерных основных общеобразовательных программ обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС общего образования.

 

ИУП разрабатываются и утверждаются организациями самостоятельно; при реализации общеобразовательных программ с использованием сетевой формы — совместно всеми организациями, участвующими в осуществлении образовательной деятельности.

 

Об учебном плане и учебном графике

Данный вопрос долгое время являлся проблемным и для школ, и для родителей (законных представителей) детей, обучающихся на дому. В Разъяснениях поясняется, что индивидуальный учебный план, график занятий, необходимых для реализации образовательной программы при организации обучения на дому, согласовываются организацией с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому.

При прохождении обучения в соответствии с ИУП график его реализации может быть изменен организацией с учетом состояния здоровья учащегося и назначенного ему лечения при согласовании с родителями (законными представителями) учащегося. Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий) учащихся не должен превышать гигиенические требования к максимальному общему объему недельной нагрузки обучающихся, определенных СанПиН 2.4.2.2821-10 и СанПиН 2.4.2.3286-15.

 

Учащиеся, получающие образование на дому, включаются во внеурочную деятельность (в том числе коррекционно-развивающей направленности) и занятия в рамках дополнительного образования.

Примечание.

1.Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (СанПиН 2.4.2.2821-10) при 6-ти-дневке (при 5-ти-дневке) в часах составляет: 1кл.  – (21); 2-4 кл.-26 (23); 5 кл.- 32 (29);  6 кл.-    33 (30); 7 кл.- 35 (32); 8-9кл. — 36 (33); 10-11кл — 37 (34).

2.Максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся с ОВЗ в час. составляет:1 кл. -21; 2-4 кл. – 23; 5 кл. -29; 6 кл. -30; 7 кл. – 32; 8-9 кл. -33;.10-11 (12) кл. -34.

3.Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности независимо от продолжительности учебной недели, не более 10 час.

Разъяснено, что в случае, если состояние здоровья обучающегося не позволяет ему освоить полный объем образовательной программы, реализуемой в соответствии с ФГОС, необходимо разработать для такого обучающегося ИУП, включающий все обязательные предметные области и учебные предметы в соответствии с учебным планом получаемого уровня общего образования.

 

В случае организации начального общего образования учащегося с ОВЗ и образования учащегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), часть индивидуального учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, должна включать часы на внеурочную деятельность (до 10 часов в неделю), предназначенные для реализации направлений внеурочной деятельности (не более 5 часов в неделю), и часы на коррекционно-развивающую область (не менее 5 часов в неделю), в рамках которой реализуются коррекционные курсы и индивидуальная/подгрупповая работа дефектолога (олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога), логопеда, психолога.

 

Также обращено внимание на недопустимость преподавания всех учебных предметов учебного плана основного общего и среднего общего образования одним учителем-предметником.

 

О ГИА и заполнении аттестатов об образовании

Учащимся, осваивающим основные общеобразовательные программы на дому, не имеющим академической задолженности и в полном объеме выполнившим учебный план или индивидуальный учебный план, должны быть созданы условия сдачи ГИА на дому (при их желании).

 

Разъяснено, что в соответствии с приказом Минобрнауки России от 14 февраля 2014 г. N 115 » в графе «Наименование учебных предметов» указываются сведения о результатах освоения выпускником образовательной программы соответствующего уровня, в частности, наименования учебных предметов в соответствии с учебным планомобразовательной программы соответствующего уровня. Форма получения образования в аттестате и приложению к нему не указывается.

 

О компенсации родителям (законным представителям) детей,  обучающихся на дому


Согласно ст. 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (с изменениями) размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФи являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Минобрнауки России письмом от 14 января 2016 г. N 07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому» разъяснило следующее.

 

  • соответствии со статьей 35 ФЗ об образовании учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания детям, обучающимся на дому, предоставляются в пользование на время получения образования бесплатно.

 

Согласно части 7 статьи 79 ФЗ об образовании, обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

 

Минобрнауки считает, что одним из видов затрат на организацию обучения на дому детей-инвалидов может быть оплата услуг доступа рабочих мест детей-инвалидов к информационно-коммуникационной сети «Интернет» при организации их дистанционного обучения.

 

Дети-инвалиды, как имеющие статус обучающихся с ОВЗ, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте.

 

Источник:

 

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

 

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

 

Письмо Минобрнауки России от 14 января 2016 года N 07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому http://docs.cntd.ru/document/456037211

 

Письмо Минпросвещения России от 13 июня 2019 года N ТС-1391/07 «Об организации образования учащихся на дому» http://docs.cntd.ru/document/560524474

 

Письмо Рособрнадзора от 7 августа 2018 года N 05-283 «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении» http://docs.cntd.ru/document/552070580

Об учебной нагрузке детей, обучающихся на дому, и учѐте еѐ при тарификации учителей

  • «Обучение детей на дому – отличительные особенности» подробно рассказано, что такое обучение на дому и как оно организуется. Вместе с тем, у родителей, дети которых обучаются на дому, нередко возникают вопросы о количестве часов недельной нагрузки для таких обучающихся. Кроме того в некоторых школах родители испытывают затруднения в переходе на такое обучение.

  • настоящее время в письме Рособрнадзора от 07.08.2018 № 05-283 «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении» даны разъяснения о заболеваниях, которые дают право детям обучаться на дому, а также о максимальной недельной нагрузке для таких детей.

 

Разъяснено следующее.

 

1. Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

 

2. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей) к

директору школы.

 

3. В настоящее время Перечень заболеваний, наличие которых дает право детям на обучение на дому по основным общеобразовательным программам, пересмотрен и утверждѐн приказом Минздрава России от 30 июня 2016 г. N 436н.

 

Однако, врачебная комиссия медицинской организации, в которой наблюдается ребенок, может принять решение о наличии медицинских показаний у ребенка для обучения по основным общеобразовательным программам на дому исходя из индивидуальных особенностей состояния здоровья вне зависимости от того, внесено заболевание или нет в указанный Перечень (соответствующие разъяснения даны в письме Минздрава России от 14.09.2016 N 15-3/10/2-5810).

4. Учебная нагрузка при обучении детей на дому и в медицинских организациях определяется индивидуально согласно учебному плану, разработанному в соответствии с ФГОС, рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии.

 

Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки обучающихся установлен СанПиН 2.4.2.2821-10 и СанПиН 2.4.2.3286-15 (для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья).

 

5. Письма Минпроса СССР от 05.05.1978 N 28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» и Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988 N 17-253-«Об индивидуальном обучении больных детей на дому», согласно которым учебная нагрузка составляла в I — III (IV) классах — до 8 часов; в IV (V) — VII (VIII) — до 10 часов; в VII (IX) — до 11 часов, приказом Минобрнауки России от 02.09.2013 N 1035 признаны утратившими силу. 6.При обучении детей на дому предусмотрены различные формы организации образовательного процесса: приходящий на дом учитель, дистанционное обучение, посещение предметов в школе.

 

Примечание

 

1. Экзамен на дому. Согласно приказам Минпросвещения России и Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. N 189/1513 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» и от 07 ноября 2018 г. №190/1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» для обучающихся, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, экзамен организуется на дому.

 

Для этого родителям (законным представителям) ребѐнка необходимо вместе с подачей заявления на прохождение ГИА-9 (ГИА-11) представить заключение медицинской организации и копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

 

Во время экзамена для обучающихся на дому обеспечиваются специальные условия, учитывающие состояние их здоровья, особенности психофизического развития, в том числе присутствие ассистентов, использование на ГИА необходимых для выполнения заданий технических средств; выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию экзаменующегося; увеличение продолжительности экзамена по учебному предмету на 1,5 часа; организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена и другие условия.

 

2. Об определении учебной нагрузки учителей, обучающих детей на дому. Согласно п. 2.5 Приложения 2, утвержденного приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601, при возложении на учителей организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, для которых указанные организации являются основным местом работы, обязанностей по обучению на дому детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать такие организации, количество часов, установленное для обучения таких детей, включается в учебную нагрузку учителей.

 

В соответствии с п.4.2 Приложения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536, режим рабочего времени учителей, осуществляющих обучение детей на дому в соответствии с медицинским заключением, в каникулярное время определяется с учѐтом количества часов указанного обучения таких детей, установленного им до начала каникул.

 

Источник:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» Письмо Рособрнадзора от 07.08.2018 № 05-283 «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении» (http://rulaws.ru/acts/Pismo-Rosobrnadzora-ot-07.08.2018-N-05-283/)

Приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» Приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 24 ноября 2021 г. N ДГ-2121/07

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Федеральным законодательством в сфере образования установлено, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся.

Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому.

Основанием для организации обучения на дому являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей) (часть 5 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).

Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации их обучения по основным общеобразовательным программам на дому определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 41 Закона об образовании).

В связи с многочисленными вопросами в части организации обучения на дому обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью Минпросвещения России направляет соответствующие методические рекомендации.

Д.Е.ГРИБОВ

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

I. Общие положения

1. Настоящие методические рекомендации разъясняют порядок обеспечения организацией, осуществляющей образовательную деятельность, (далее - Организация) прав на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), с инвалидностью по адаптированным основным общеобразовательным программам (адаптированным образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования для обучающихся с ОВЗ, адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нуждающихся в длительном лечении и (или) обучении на дому по состоянию здоровья (далее - учащиеся).

2. Организация обучения учащихся на дому регламентируют следующие нормативные правовые акты:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 июня 2016 г. N 436н "Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программа на дому";

Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ";

Распоряжение Минпросвещения России от 9 сентября 2019 г. N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации";

Методические рекомендации "Об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации", утвержденные заместителем Министра просвещения Российской Федерации Т.Ю. Синюгиной 14 октября 2019 г. и первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации Т.В. Яковлевой 17 октября 2019 г.;

письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 августа 2018 г. N 05-283 "Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении";

письмо Минпросвещения России от 13 июня 2019 г. N ТС-1391/07 "Об организации образования на дому".

3. Участниками правовых отношений при организации обучения на дому являются: учащиеся, их родители (законные представители), педагогические работники, участвующие в обучении указанных учащихся.

4. Задачи организации обучения учащихся на дому:

создание специальных условий для успешного освоения учащимися основных общеобразовательных программ, адаптированных для их обучения;

создание специальных условий для успешного освоения учащимися дополнительных общеобразовательных программам, адаптированных для их обучения;

создание специальных условий для реализации программ воспитания учащихся;

создание специальных условий для социализации учащихся.

2. Организация образовательного процесса

1. Учащиеся принимаются на обучение на дому по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия их родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей)), выраженного в письменном заявлении на имя руководителя Организации об организации обучения их ребенка на дому по рекомендованной психолого-медико-педагогической комиссией программе на период, рекомендованный в заключении (медицинской справке) медицинской организации.

2. Для организации обучения учащегося на дому его родитель(и) (законный(ые) представитель(и)) представляют в Организацию следующие документы:

заявление об организации обучения на дому по адаптированной основной общеобразовательной программе (образец заявления представлен в приложении 1);

заключение медицинской организации (медицинскую справку) с рекомендацией обучения по основным общеобразовательным программам на дому с указанием периода такого обучения;

заключение психолого-медико-педагогической комиссии.

3. На основании заявления родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей)) и представленного пакета документов в Организации издается приказ об организации обучения учащегося на дому (образец приказа представлен в приложении 2).

4. Между Организацией и родителем(ями) (законным(и) представителем(ями)) заключается договор об оказании образовательных услуг, в котором указывается срок его действия (образец договора представлен в приложении 3).

5. Рекомендуется организовать обучение на дому в 3-х дневный срок с момента представления родителем(ями) (законным(ми) представителем(ями)) пакета документов.

6. Действие договора ограничивается сроками заключения медицинской организации (медицинской справки) и не может превышать 1 учебный год.

7. Для пролонгации организации обучения учащегося на дому его родитель(и) (законный(е) представитель(и)) ежегодно на начало очередного учебного года представляют письменные заявления и заключение медицинской организации (медицинскую справку) с рекомендацией обучения по основным общеобразовательным программам на дому с указанием периода такого обучения.

Если медицинское заключение выдано менее, чем на учебный год, то для его пролонгации предоставляется новое заключение с указанием периода.

8. При непредоставлении родителем(ями) (законным(ми) представителем(ями)) пролонгированного заключения медицинской организации (медицинской справки) обучение учащегося Организацией организовывается в составе класса, в контингент которого он зачислен.

9. Досрочное прекращение обучения учащегося на дому возможно по инициативе родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей)) учащегося на основании заявления.

10. Организация обучения учащихся на дому осуществляется педагогическими работниками Организации или нескольких Организаций посредством сетевой формы реализации образовательных программ.

11. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания учащихся на дому определяются адаптированной основной общеобразовательной программой, индивидуализируемой в виде индивидуального учебного плана или специальной индивидуальной программы развития при реализации соответствующего варианта АООП (далее - СИПР).

12. Для обучения учащихся на дому Организацией разрабатывается индивидуальный учебный план/СИПР, календарный учебный график и индивидуальное расписание занятий.

13. Индивидуальный учебный план/СИПР разрабатывается психолого-педагогическим консилиумом Организации с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ/федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, отражает все обязательные предметные области соответствующего уровня образования, учебные предметы и обязательные курсы коррекционно-развивающей области с учетом индивидуальных особенностей конкретного учащегося на дому.

14. Индивидуальный учебный план/СИПР учащегося содержит часы, отведенные на обязательные занятия педагогических работников с учащимся, на обучение с использованием дистанционных и/или электронных образовательных технологий (при организации такого формата образования) и самоподготовку учащихся.

В индивидуальном учебном плане/СИПР представлены: перечень учебных предметов и/или коррекционных курсов, доступных обучающемуся для освоения, с указанием количества часов, объема недельной образовательной нагрузки обучающегося, часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, а также общего объема недельной нагрузки.

15. Индивидуальный учебный план/СИПР учащегося на дому согласовывается с его родителем(ями) (законным(и) представителем(ями)) и утверждается руководителем Организации.

16. Расписание занятий составляется Организацией с учетом мнения родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей)) учащегося. Расписание занятий утверждается руководителем Организации.

17. Освоение адаптированной основной общеобразовательной программы, в том числе отдельной ее части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины образовательной программы, сопровождается текущей, промежуточной аттестацией, проводимой в формах, определенных учебным планом и положением о промежуточной аттестации Организации.

18. Персональные данные учащихся на дому, данные об их успеваемости за триместр (четверть), полугодие, а также о переводе из класса в класс и выпуске из школы вносятся в журнал (электронный журнал) соответствующего класса Организации.

19. Контроль за своевременным проведением индивидуальных занятий на дому осуществляет классный руководитель, за реализацией индивидуального учебного плана/СИПР - заместители руководителя Организации.

20. Деятельность по социализации учащегося на дому, воспитательную деятельность, связь с его родителем(ями) (законным(и) представителем(ями)) осуществляет классный руководитель класса, в контингенте которого состоит учащийся.

21. Государственная итоговая аттестация учащихся на дому по адаптированным образовательным программам основного общего образования для обучающихся с ОВЗ проводится в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. N 189/1513; по адаптированным образовательным программам среднего общего образования для обучающихся с ОВЗ проводится в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. N 190/1512.

22. Итоговая аттестация учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится в соответствии с письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 19 мая 2020 г. N ДГ-493/07 "О проведении итоговой аттестации лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".

Итоговая аттестация обучающихся по СИПР осуществляется на основе анализа результатов текущих аттестаций последнего года обучения и данных промежуточных аттестаций за последние три года обучения и представлена развернутой характеристикой обучающегося, отражающей сформированность его жизненных компетенций.

23. Выпускникам, обучавшимся на дому, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, Организацией выдается документ государственного образца о соответствующем уровне образования; выпускникам, обучавшимся на дому, успешно прошедшим итоговую аттестацию - свидетельство об обучении.

3. Взаимодействие участников образовательных отношений

1. Организация:

предоставляет учащимся на дому на время обучения бесплатно учебники/учебные пособия, художественную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотечном фонде Организации;

обеспечивает реализацию индивидуального учебного плана/СИПР учащимся на дому, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

обеспечивает реализацию индивидуального учебного плана учащимся на дому в части психолого-педагогического сопровождения, коррекции и развития/реализацию СИПР;

создает условия учащимся на дому для их участия в предметных олимпиадах, смотрах и фестивалях художественного творчества, спортивных соревнованиях и других формах организованного досуга и дополнительного образования;

осуществляет промежуточную аттестацию и перевод учащихся на дому в следующий класс;

оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) учащихся на дому;

2. Родитель(и) (законный(е) представитель(и)) учащегося:

обеспечивают допуск педагогического(их) работника(ов) к учащемуся на занятие,

создают условия для проведения учебных занятий, в том числе организовывают рабочее место;

обеспечивают присутствие взрослого члена семьи (старше 18 лет) в момент проведения учебных занятий на дому;

контролируют выполнение учащимся домашних заданий;

своевременно, в течение дня, информируют педагога/классного руководителя о необходимости отмены занятий по случаю болезни учащегося на дому и возможности их возобновления.

3. Педагогические работники:

организовывают учебный процесс в соответствии с календарным учебным графиком (календарно-тематическим планированием при обучении по СИПР), индивидуальным учебным планом, расписанием занятий;

своевременно заполняют электронный журнал, отражают в нем проведенные занятия, успеваемость;

своевременно заполняют табель учета рабочего времени;

вовлекают учащегося по согласованию с его родителем(ями) (законным(и) представителем(ями)) в воспитательные и иные мероприятия, проводимые Организацией.

4. Документы, регламентирующие обучение на дому

заявление родителей,

заключение медицинской организации,

заключение психолого-медико-педагогической комиссии,

договор об оказании образовательных услуг,

приказ Организации,

индивидуальный учебный план или СИПР,

календарный учебный график,

индивидуальное расписание занятий.

Приложение N 1
к методическим рекомендациям
об организации обучения на дому
обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья,
с инвалидностью

                                     ______________________________________
                                           руководителю организации,
                                        осуществляющей образовательную
                                                  деятельность
                                     ______________________________________
                                         ФИО заявителя
                                     проживающей(го) по адресу ____________
                                     ______________________________________
                                            контакты: телефон _____________
                                                        e-mail: ___________

                                 Заявление

    Прошу Вас организовать моему ребенку __________________________________
    _______________________________________________________________________
    ФИО ребенка
    ______________, года рождения, обучающейся(муся) ______________ класса,
обучение на дому по адаптированной основной общеобразовательной программе в
соответствии с ____________________________________________________________
    _______________________________________________________________________
    дата, реквизиты заключения психолого-медико-педагогической комиссии
по адресу _________________________________________________________________
    _______________________________________________________________________
в период с _______________ по ___________________ на основании медицинского
заключения ________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
реквизиты медицинского заключения, название медицинской организации
    С   нормативными   документами   по   организации   обучения  на  дому,
индивидуальным  учебном  планом/СИПР,  индивидуальным  расписанием  занятий
ознакомлен(а).
    Обязуюсь  создать  условия  для проведения учебных занятий, в том числе
организовать рабочее место, обеспечить присутствие взрослого члена семьи во
время проведения занятий в соответствии с расписанием.

"__" ________ 20__ г.                       _______________________________
                                                        подпись/расшифровка

Приложение N 2
к методическим рекомендациям
об организации обучения на дому
обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья,
с инвалидностью

             БЛАНК ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ
                    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ДАЛЕЕ - ОРГАНИЗАЦИЯ)
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────
___________________________________________________________________________

                                  ПРИКАЗ

  от _____________ N ____

Об организации обучения на дому

    В  соответствии  с частью 5 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря
2012   г.   N   273-ФЗ   "Об   образовании   в  Российской  Федерации", НПА
уполномоченного   органа   государственной   власти   субъекта   Российской
Федерации, на основании заключения медицинской организации с рекомендациями
обучения  по основным общеобразовательным программам на дому и заявления(й)
родителей (законных представителей) обучающихся
    ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Организовать в ______ учебном году обучение на дому обучающихся согласно
списка, назначив им следующих педагогов:

N
Фамилия, имя ученика
Кл.
ФИО учителя
Нагрузка в неделю
Период обучения согласно медицинскому заключению
1.
часов
занятий
2.

2. _____________________________________________________________
         ФИО учителей - предметников, педагога-психолога,
      учителя-логопеда, учителя-дефектолога и др специалистов

2.1. провести обследование обучающихся, получающих образование на дому;
2.2.  разработать  рекомендации по проведению коррекционной работы с ними с
определением объема и направлений коррекционной помощи;
2.3. разработать индивидуальные учебные планы/СИПР обучающихся.
3. Назначить ______________________________________________
               ФИО заместителя руководителя Организации
ответственным   за   организацию   разработки   и   обеспечение  реализации
индивидуальных  учебных  планов/СИПР обучающихся, получающих образование на
дому, их календарных учебных графиков, индивидуальных расписаний занятий.
4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Директор Организации ______________________ ФИО руководителя
                            подпись

Приложение N 3
к методическим рекомендациям
об организации обучения на дому
обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья,
с инвалидностью

                     ДОГОВОР N ________________________
                      о получении образования на дому

название населенного пункта                      "__" _____________ 20__ г.

__________________________________________________________________________,
                   название организации, осуществляющей
                       образовательную деятельность

именуемое в дальнейшем Организация, в лице директора
__________________________________________________________________________,
                       ФИО руководителя Организации

действующего  на  основании Устава Организации, с одной стороны, и законный
представитель (родитель, опекун, усыновитель)
___________________________________________________________________________
            ФИО родителя (законного представителя) обучающегося

именуемый в дальнейшем Законный представитель обучающегося,
___________________________________________________________________________
                             ФИО обучающегося

именуемого   в  дальнейшем  Обучающийся,  с  другой  стороны,  в  интересах
обучающегося  в соответствии с частью 5 статьи 41 Федерального закона от 29
декабря  2012  г.  N  273-ФЗ  "Об  образовании в Российской Федерации", НПА
уполномоченного   органа   государственной   власти   субъекта   Российской
Федерации,  Положением  "Об  организации  обучения  на  дому  обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью", заключили настоящий
Договор о нижеследующем:

                            1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

    1.1.  Предметом  настоящего Договора является осуществление образования
Обучающегося  на  дому,  организация  освоения  Обучающимся  адаптированной
основной общеобразовательной программы _____________________________
    ___________________________________________________________________
в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии
    ____________________________________________________________________
    дата, реквизиты заключения психолого-медико-педагогической комиссии
в период с ________________ по _________________ на основании  медицинского
заключения
________________________________________________________________________
реквизиты медицинского заключения, название медицинской организации
за ________ класс согласно индивидуальному учебному плану (Приложение 1).

                    2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

    Организация обязана:
    --------------------
    предоставлять   Обучающемуся  на  время  обучения  бесплатно  учебники/
учебные  пособия, художественную, справочную и другую литературу, имеющуюся
в библиотечном фонде Организации;
    обеспечивать    реализацию    индивидуального    учебного    плана/СИПР
Обучающегося,   в   том   числе   с  применением  электронного  обучения  и
дистанционных образовательных технологий;
    обеспечивать  реализацию  индивидуального учебного плана Обучающегося в
части   психолого-педагогического   сопровождения,  коррекции  и  развития/
реализацию СИПР;
    создавать  условия  Обучающемуся  для  участия в предметных олимпиадах,
смотрах и фестивалях художественного творчества, спортивных соревнованиях и
других формах организованного досуга и дополнительного образования;
    осуществлять   промежуточную   аттестацию   и  перевод  Обучающегося  в
следующий класс;
    оказывать  консультативную  помощь  родителям (законным представителям)
Обучающегося.
    Организация имеет право:
    ------------------------
    составлять   расписание   занятий  с  учетом  индивидуального  учебного
плана/СИПР Обучающегося,
    выбирать и использовать методы и средства обучения, воспитания.

              3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗАКОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ

    Законный представитель обязан:
    ------------------------------
    обеспечивать  условия  для  проведения  учебных  занятий,  в  том числе
организовать рабочее место Обучающегося;
    обеспечивать присутствие взрослого члена семьи (старше 18 лет) в момент
проведения учебных занятий на дому;
    обеспечивать  выполнение рекомендаций педагогов, связанные с развитием,
воспитанием  и  обучением  Обучающегося;  своевременно  и  в  полном объеме
закреплять умения и навыки, полученные Обучающимся на занятиях;
    своевременно  информировать  педагога/классного  руководителя  о  любом
изменении  сведений,  указанных при заключении настоящего Договора, включая
сведения  о  состоянии  его  здоровья  и  психофизического  развития, адрес
проживания, контактные телефоны.
    Законный представитель имеет право:
    -----------------------------------
    получать  в  Организации консультации по вопросам обучения и воспитания
Обучающегося.
    присутствовать вместе с Обучающимся на занятиях.

                         4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

    За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных
Федеральным  законом  от  29  декабря  2012  г.  N 237-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" и иными нормативными и локальными актами, Организация
и    Законные    представители    несовершеннолетних    обучающихся   несут
ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

                          5. РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА

    Настоящий   договор   может  быть  расторгнут  по  заявлению  Законного
представителя Обучающегося до истечения срока действия договора.

                         6. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

    Настоящий  Договор  вступает в силу с момента подписания и действует на
срок выдачи медицинского заключения _______________________________________
на ____________ учебный год.

                             7. ПОДПИСИ СТОРОН

Приложение 1
к Договору о получении
образования на дому
от ________ N __

                                                              "Согласовано"
Руководитель Организации
_______________ ФИО
"Утверждаю"

                        Индивидуальный учебный план
                           на __________ уч. год

           обучающегося __________________________ класса _____
       ____________________________________________________________
           название адаптированной основной общеобразовательной
                  программы в соответствии с заключением
                 психолого-медико-педагогической комиссии

Предметные области
Учебные предметы
Кол-во часов в неделю
Всего:
часов
Обязательная часть
Итого:
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Внеурочная деятельность:
Коррекционно-развивающая область
Итого:
Внеурочная деятельность
Другая внеурочная деятельность

С учебным планом ознакомлен(а)/согласовываю

"__" ___________ 20__ г.     ____________________________________________
                           подпись/ФИО Законного представителя Обучающегося