Образование Приморского края
Информационно-образовательный портал Приморского края
Научно-образовательный центр "Империя школ"
тел.: +7 (423) 271-73-44, +7-914-791-73-44;

Почему «регуляторная гильотина» касается каждого?

«Регуляторная гильотина»? Это еще что такое?
За время существования СССР, да и после 1991-го года было сформировано множество норм, касающихся организации производства и бизнеса, сроков проверок по различным направлениям работы и так далее. Согласно информации на сайте реформы, сейчас нормы изложены в 9 тыс. нормативных правовых актов, которые содержат больше 2 млн обязательных требований к бизнесу. Многие из них давно устарели. «Регуляторной гильотиной» называют анализ всех этих требований с целью определить, какие из них сохраняют актуальность, а какие – утратили свое значение. Нормы, которые в правительстве сочтут устаревшими или неактуальными, как раз и предлагается «отсечь» в рамках «гильотины», изъяв их законодательства.

То есть такое количество законов просто возьмут и отменят?
Не совсем так. Теоретически, «обрежут» лишь те нормы, которые утратили актуальность. Остальные же осовременят и сохранят, сформировав из них единый список обязательных требований, прописанных в федеральном законе. Закон должен однозначно определить само понятие «обязательное требование», регламентировать процесс разработки и принятия таких требований, установить цели и основные принципы их закрепления в законодательстве, определить сферы общественных отношений, в рамках которых должны группироваться обязательные требования и соответствующие им виды государственного и муниципального контроля.

Но почему тогда общество так обеспокоено «гильотиной»?
Проблема в том, что под нож могут попасть и вполне действующие нормы, не получившие пока замены в современном законодательстве. Скажем, если применить «регуляторную гильотину» в трудовых отношениях и во всех подзаконных актах, касающихся исполнения Трудового кодекса, то система охраны труда и промышленной безопасности будет практически уничтожена. Что может привести к значительному увеличению показателей травматизма и смертности на рабочих местах.

На практике – это может коснуться меня лично?
Да, конечно. Отмена большого количества законов и подзаконных актов может почувствовать на себе каждый гражданин России. Например, под «гильотину» попадает декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О восьмичасовом рабочем дне», на основе которого устанавливается соответствующая норма рабочего времени в Трудовом кодексе (40 часов в неделю). Кроме того, это единственный правовой акт, предоставляющий право работнику обоснованно просить работодателя предоставить дни отдыха «сообразно закону их веры» (праздничные дни, считающиеся нерабочими в рамках той или иной религии).

Что, и зарплата может снизиться?
«Регуляторная гильотина» может существенно повлиять на заработок миллионов российских граждан. Так, в рамках реформы жители районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей могут лишиться доплат за работу в сложных климатических условиях. Что, естественно, ударит по кошельку. Есть и другие нормы, попадающие под «обрезание» и касающиеся зарплат отдельных категорий работников.

С этим еще можно что-то сделать?
Да. Пока можно. Во-первых, со стороны различных министерств поступают правки к соответствующему законопроекту. Общественные организации вообще предлагают не торопиться с отменой норм, пока правительство четко не определится с заменой. В профсоюзной среде по этому поводу сформирован слоган «Нет отмены без замены!». А в письме за подписью председателя ФНПР Михаила Шмакова на имя главы Минтруда Максима Топилина содержится следующее предупреждение: «Развитие законодательства должно идти эволюционным, а не революционным путем. Поспешность принятия решений в упразднении актов, содержащих нормы трудового права, может привести к возникновению неблагоприятных условий труда, влекущих за собой несправедливость и лишения для большого числа людей, а также к росту конфликтных и спорных ситуаций. Отмена актов, содержащих или разъясняющих права в области социального обеспечения, приведет к существенному снижению уровня предоставления социальных гарантий и льгот».

А профсоюзы подготовили свои предложения относительно «регуляторной гильотины»?
Конечно! Законопроект проанализировали на уровне аппарата Федерации независимых профсоюзов России и в отраслевых профсоюзах, после чего в правительство было направлено 174 поправки, касающихся социально-трудовых прав работников, а также норм для отдельных отраслей и регионов. Позиция ФНПР однозначна: социально значимые виды государственного контроля и надзора должны быть выведены из под механизма «регуляторной гильотины». Профсоюзы - в противовес стремлению представителей работодателей ускорить процесс «регуляторной гильотины» - кровно заинтересованы в эффективных механизмах защиты трудовых прав. Как показывает практика, сегодня объем выявленных нарушений трудового законодательства остается весьма существенным.

На каком этапе сейчас находится «регуляторная гильотина»?
В начале ноября Минюст должен обобщить все подготовленные в министерствах и ведомствах поправки и представить в правительство. Далее в правительстве проанализируют их значимость и разберут предложения в процессе работы 41 рабочей группы, сформированных в различных отраслях экономики. Члены этих групп будут участвовать в формировании новых структур регулирования, подготовке проектов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, а также других документов в соответствующих сферах общественных отношений. Результатом работы групп, которая будет вестись до конца 2020 года, должно стать создание новой системы контрольно-надзорного регулирования. Пересмотр предъявляемых к бизнесу обязательных требований планируется закончить к 2021 году.

Источник: https://www.solidarnost.org/special/spetshran/spetshran_45.html#45_1

07 Ноябрь 2019, 973 просмотра.