Образование Приморского края
Информационно-образовательный портал Приморского края
Научно-образовательный центр "Империя школ"
тел.: +7 (423) 271-73-44, +7-914-791-73-44;

«А в парке Победы гуляют с внучатами деды»

В начале весны в приморском городе Арсеньеве ежегодно проходит традиционный краевой вокальный конкурс «Город поет». На гала-концерте нынешнего года сводный хор учащихся и педагогов Дома детского творчества села Яковлевка проникновенно исполнил песню «В парке Победы», написанную учителем музыки из школы № 76 города Владивостока, членом Профсоюза образования Еленой Воронцовой.

- Когда мы впервые услышали эту песню в исполнении автора на краевом вокальном конкурсе, который проводила в 2015 году Федерация профсоюзов Приморского края, сразу поняли – это наш репертуар, - рассказывает председатель Яковлевской районной организации Общероссийского Профсоюза образования, методист Яковлевского дома детского творчества Елена Колесникова. -  И не ошиблись! После исполнения на конкурсе этой песни нашим смешанным коллективом, куда входят и дети, и их педагоги, зрители старшего поколения подходили и со слезами на глазах благодарили артистов за новую песню и хорошее исполнение. Потому что эта песня написана от сердца, это та музыка, которую хочется слушать и петь. 

О том, откуда берутся такие песни и легко ли работать в современной общеобразовательной школе, рассказала в эксклюзивном интервью их автор, учитель музыки высшей категории, член Профсоюза образования Елена Воронцова.

- Елена Александровна, как рождается новое произведение?

- Новая песня сначала приходит ко мне как мелодия. Хожу, прислушиваясь к себе, мысленно формирую звуковой материал, а потом уже начинаю искать слова. Музыка в этом процессе первична. Часто меня спрашивают, зачем я сочиняю песни, ведь уже написано достаточно много музыки для детей. Да потому и сочиняю, что не нравится то, что уже написано! Порой ищешь нужную песню к мероприятию или уроку – и не находишь.  Садишься к инструменту, настраиваешься на творческую волну - и, вот оно, вдохновение, а с ним и новая мелодия. Дальше я отдаю песню в нотный набор и на аранжирование. Я не считаю себя поэтом или композитором, скорее, музыкальным оформителем школьной жизни. Но созданные мной произведения нравятся людям, они начинают жить своей собственной жизнью. Вот, например, песня «В парке Победы». Она написана в ноябре 2014 года, к 70-летию Победы и уже имеет свою историю. Первым исполнителем песни "В парке Победы" является коллектив из Оренбургской области "Владимировские вечерки". В их исполнении песня участвовала во Всероссийском Фестивале авторской песни" Никто не забыт и ничто не забыто" - 2015 и стала лауреатом Фестиваля. Во Владивосткое ее исполнял и детский хор нашей школы, и хор «Дети войны» краевого Дома молодежи. В прошлом году пели ее в День Победы в парке Победы во Владивостоке объединенным «детсковетеранским» хором. Недавно узнала, что песня звучала в Арсеньеве и что исполнители и зрители высказали слова благодарности в мой адрес.  Ну что ж, ради этого стоит творить! Вообще, мои ученики любят петь песни военных лет. Да и как не любить эти потрясающие по красоте и глубине произведения? Надо просто понимать, что такое подвиг и патриотизм, и тогда все встает на свои места.

- А зарабатывать на авторстве получается?

- Мои песни гуляют по Интернету в свободном доступе, я никогда их не пыталась продавать. Если кому-то нравится мое творчество - пусть пользуются, я не против. Знаю, что их берут в репертуар не только коллективы в Приморье, но и за пределами края, об этом есть свидетельства в Интернете. Одним словом, мои песни - это народное творчество. Пишу музыку к праздникам, недавно написала довольно удачную песню для кадетов, и ребята стали обладателями серебряной медали на Всероссийском конкурсе патриотической песни. Теперь, правда название училища поменялось и петь ее стало проблематично, потому что там ключевое слово "кадеты" и теперь воспитанники этого учебного заведения как-то иначе называются. 

- Вы ведь и пионерские песни с детьми разучиваете, хотя советская эпоха ушла в прошлое?

- Кроме военных песен есть еще один гигантский пласт замечательных вокальных произведений для детей – это пионерские песни советских лет. Шаинский, Чичков, Минков, Дунаевский, Пахмутова, Кабалевский - великолепные произведения этих и других выдающихся авторов, написанные в советский период, почти не звучат сегодня. А жаль! Вот мы и решили в школе провести к юбилею пионерской организации мероприятие под общим названием «История страны в песнях». Написали сценарий, включили в работу учащихся всей школы, с первого по седьмой класс. У каждого класса была своя песня, о которой они знали все: историю создания, исполнителей, эмоциональное воздействие. Мы бы и старших детей включили, но у них в расписании уже нет музыки. 

- Легко ли сегодня преподавать такой «неосновной» предмет, как музыка?

- Всю жизнь я проработала учителем музыки. Сначала преподавала баян в музыкальной школе в селе Вольно-Надеждинское, а потом перешла в общеобразовательную школу и нашла там свое призвание. Окончила с красным дипломом Владивостокское музыкальное училище, а потом и высшее образование получила в ДВГУ, получила профессию "культуролог". Поэтому веду в школе не только уроки музыки, но и мировой художественной культуры. Эта многогранность позволяет мне еще больше погружать своих учеников в мир искусства, прививать им хороший вкус и любовь к творчеству. Надо сказать, что у меня в классе созданы прекрасные условия для работы. Мультимедийная аппаратура, компьютер, проектор, качественные музыкальные инструменты и синтезатор - есть все необходимое для творчества. Я сама делаю всевозможные презентации, мультимедийные приложения, формирую учебный материал так, чтобы было познавательно и интересно ученикам. Сейчас дети технически вооружены, можно сказать, до зубов, но я их "оружие" использую в своих целях. Часто на уроке создаю поисковую группу из нескольких ребят и поручаю им с помощью мобильных телефонов найти и сообщить классу информацию по тому или иному музыкальному вопросу - биографии композитора или произведения, эпохи, стили. Этот прием еще больше повышает интерес детей к предмету. 

- Как вы, мастер своего дела, пережили введение профессионального стандарта? Переучиваться не пришлось?

- Введение профстандарта едва не обернулось для меня солидными потерями. Приходит однажды директор с совещания и говорит: у кого непрофильное образование, идите учиться.  Хотя я и так всю жизнь учусь и занимаюсь самообразованием, работаю качественно, требования федеральных образовательных стандартов полностью выполняю. Стала выяснять и поняла, что учеба обойдется тысяч в 10 рублей, не меньше. К счастью, те, кто выписывали мне диплом о среднем специальном образовании, были очень прозорливыми людьми. У меня в документе записано «преподаватель». А раз так, значит, я профстандарту соответствую. Если бы, не дай Бог, было написано «преподаватель по классу баяна», как у многих моих коллег – пришлось бы или переучиваться, или из школы уходить. Абсурдная ситуация, не правда ли? А вот учительнице географии в нашей школе, уважаемому педагогу с солидным стажем, повезло меньше. У нее диплом биолога – и ее признали профнепригодной.

- Из чего, по вашему мнению, складывается профессионализм учителя музыки?

- Прежде всего, доскональное знание своего предмета, такое, чтобы можно было провести урок, не открывая учебника. Кроме того, нужно уметь работать на компьютере, знать музыкальные программы, уметь настроить звуковую аппаратуру. В современных условиях недостаточно просто владеть музыкальным инструментом, хотя и это необходимо. У ребят в руках смартфоны, планшеты – значит, и учитель должен уметь с ними грамотно обращаться. Сейчас задача учителя не в том, чтобы вложить знания в голову ребенка, а чтобы натолкнуть его на нужную, правильную мысль. Важны также коммуникабельность, знание психологии детей, которые сегодня не приемлют авторитаризма, хотят больше свободы. Впрочем, и умение управлять людьми не помешает. 

- Какова, на ваш взгляд, миссия учителя?

- Миссия учителя - нести добро и свет. Я - учитель музыки, значит эта миссия мне просто предназначена, потому что музыка есть спасение для детей в наш неспокойный век. На своих уроках я стараюсь так ребятам рассказать о том или ином музыкальном произведении, или о творце музыки - композиторе, что бы они прониклись этим светом, этой добротой и разбудили у себя в душе светлые чувства. Детям это сейчас очень нужно. хоть на немного, но остановиться в своем беге, отвлечься от телефона и компьютера и услышать Музыку. Или просто спеть песню под баян или гитару, вместе со своими одноклассниками. Даже просто отдохнуть и насладиться чьим-то пением на школьном концерте. Я очень люблю и ценю свою профессию и как бы тяжко нам, учителям, не было и в 90-е годы, и в начале 21 века, и сейчас, я всегда с гордостью говорю окружающим, я - учитель, я работаю в школе. И ни разу в жизни не встретила после этих слов насмешливый или презрительный взгляд, не услышала ничего оскорбительного. Потому что все люди, будь ты мал или стар, обязаны своим учителям, помнят их, ценят и любят. Мне кажется, в последнее время люди начали ценить труд учителя, понимая и его важность, и его сложность. Я говорю прежде всего о родителях, без которых воспитание невозможно, о тандеме "родитель -  учитель". Учитель - это призвание, огромный труд за небольшие деньги. Люди, посвятившие себя педагогике, очень ценны для общества. Все мои коллеги приносят много пользы обществу, хотя взамен зачастую получают лишь профессиональные болезни и эмоциональное выгорание.

- Чтобы этого не происходило, нужна профсоюзная защита. Вы ведь член Профсоюза? 

- В Профсоюз я вступила сразу, как только пришла работать в школу, в 1994 году и перерывов в членстве не делала. Так что мой профсоюзный и трудовой стаж полностью совпадают. А в последние годы так вообще стала пристально интересоваться Профсоюзом, потому что приближается пенсия и надо знать, какие есть у учителей права и льготы при ее получении. Потому что Правительство страны порой принимает решения, которые идут вразрез с интересами педагогов, и чтобы эти самые интересы отстоять, кроме как на Профсоюз, надеяться не на кого. Профсоюз не только обеспечивает нам защиту, но и помогает работникам школы объединиться, стать сплоченным дружным коллективом. Наш «профсоюзный бог» Мария Юрьевна Матвеева постоянно с нами общается, показывает новые материалы, рассказывает об изменениях в законодательстве. Так что мы в курсе всех последних событий, знаем, за что Профсоюз борется и каких добился успехов в этой борьбе. А если у нас возникают вопросы, передаем их профоргу и позже получаем ответы от специалистов городской и краевой организаций Профсоюза. Многие члены Профсоюза пользуются льготами на оздоровление. Вот и я недавно приобрела путевку на курорт в Шмаковку, оплатив расходы со скидкой 30 %. Так что Профсоюз нужен каждому, кто связал свою жизнь с педагогикой. Раз ты в профессии, должен быть и в Профсоюзе.

Ноты и текст песни можно скачать здесь.

"В парке Победы". Исполняет сводный хор Дома детского творчества села Яковлевка Яковлевского района Приморского края  (видео).

26 Апрель 2017, 1845 просмотров.