Образование Приморского края
Информационно-образовательный портал Приморского края
Научно-образовательный центр "Империя школ"
тел.: +7 (423) 271-73-44, +7-914-791-73-44;

«Генералам образования» надо учить педагогов работать с новыми стандартами, а не «мониторить» все подряд

В мае у нас прошел региональный мониторинг подготовки выпускников начальной школы. Рутинное вроде действие. Но именно оно стало причиной скандала. Дело в том, что лишь часть четвероклассников учится по образовательному стандарту второго поколения…

…а большинство – ещё по-старому. Однако проверочные работы по пяти предметам в соответствии с требованиями нового ФГОС, были присланы всемшколам, участвовавшим в мониторинге. К тому же свалились они как снег на голову, в конце учебного года, вдобавок к четвертным, годовым контрольным, что привело, как считают многие родители и педагоги, к явной перегрузке детей.

Вероятно, эта нелепая проверка вызвала бы очередное ворчание учителей, да и забылась, растаяла в весенней суете, как это бывало прежде. Но нашёлся человек, который выразил в СМИ свой взгляд на происходящее, встав на защиту здоровья детей (а косвенно – и учителей с родителями), возмутившись – как можно оценивать всех под одну гребёнку: стандарты разные, а контрольная единая! Этот человек – Зоя Александровна Кокарева, кандидат наук, работает в Вологодском институте развития образования.

Разумеется, департамент образования не одобрил такую инициативу. В частности, на местной радиостудии была организована встреча с Зоей Александровной. Странность этой радиопередачи заключалась в том, что со стороны организаторов мониторинга никто не присутствовал. И эту нишу занял … ведущий радиоэфира. Есть такая поговорка: «не хочешь лаять сам — заведи собаку». То, что он был «завербован» противной стороной, стало ясно буквально с первых слов, можете сами убедиться: http://newsvo.ru/povestka/80141. Впрочем, возможно, это его личная позиция. Как оказалось, этот «мониториман» работал когда-то в школе. Он вспоминал на эфире, как ни один его ученик никогда не уходил с урока без оценки. В общем, спрашивать, спрашивать и ещё раз спрашивать! Почему-то вспомнился один из булгаковских персонажей: «Вчера котов душили-душили, душили-душили …»

Ну а если шутки в сторону, то напрашивается вопрос: а кому это нужно? К чему эта внезапная проверка знаний, напоминающая ковровую бомбандировку? Может, просто не подумали, проморгали? А признаться в этом как-то не к лицу. Или это вполне продуманный шаг? Тогда в чём выгода? Могу лишь строить догадки. На данное исследование выделялось финансирование, и кто-то не прочь постоять на берегу денежной реки, либо ручья, размеры потоков мне не ведомы. Впрочем, это банальная версия. Возможно, в результате мониторинга будут получены низкие показатели (наверняка — в такой-то форме!), и это станет основанием для «оптимизации» ряда образовательных учреждений – где-то закроют сельские школы. Может, мотив был какой-то другой (и даже, возможно, вполне оправданный), но департамент образования не отличается прозрачностью помыслов, вот и гадай.

Меня во всей этой истории зацепили два момента. Во-первых, отрадно, что есть у нас ещё люди, которые, невзирая на лица, умеют защищать как свою позицию, так и вологодских детей, невольно вовлечённых в этот эксцесс. Я о Зое Кокаревой.  Во-вторых, всё, что случилось, не вяжется с триумфальным шествием ФГОС по стране, как это кому-то хочется видеть. Сами посудите, если проверяют по новым стандартам всех скопом, вне зависимости – работают уже по ним или ещё нет, то это наводит на мысль, что наши чиновники не смотрят на стандарты второго поколения как на инструмент реального преобразования школы. ФГОС для них только на бумаге. А результатом считают поголовное прохождение курсов всеми учителями, какими бы они ни были, эти курсы. И на этом можно умыть руки. Но сформировать у детей универсальные учебные действия (УУД) или попросту умение учиться, что, на мой взгляд, главная составляющая ФГОС, – задача, которая с кондачка не решается, на авось не проходит. К слову, собственные УУД и учителям не мешало бы для начала приподнять на должную высоту. А пока наиболее инициативные и творческие из них работают в новых условиях, больше опираясь на своё понимание процесса обучения, на лучшие традиции своей школы, на подставленное плечо товарища по несчастью, на чутьё, наконец. В общем, с миру по нитке. И ведь получается!

Но не у всех. Потому что «инициативных и творческих» всегда меньшинство. Нужна настоящая действенная переподготовка педагогов по новым стандартам. И к этому нашим «генералам образования» надо относиться как к великой цели. А не «мониторить» всё подряд, показывая своё безразличие. Если полководец не верит в победу, солдату трудно идти вперёд.

Об авторе

Евгений Вирячев, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007», преподаватель-организатор ОБЖ, учитель физкультуры школы № 7, Вологда


11 Июнь 2014, 2123 просмотра.