Концепция модернизации краевой системы профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Одобрена на заседании
Администрации Приморского края
под руководством Губернатора Приморского края В.В.Миклушевского
25 апреля 2013 года
Концепциямодернизации краевой системы профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
1. Общие положения
Концепция развития профессионального образования Приморского края на 2013–2017 годы определяет основные цели и задачи в сфере развития системы профессионального образования и трудовых ресурсов края, механизмы их достижения.
Концептуальной целью модернизации является повышение качества профессионального образования и подготовка востребованных экономикой края кадров, соответствующих техническому и технологическому уровню современного производства.
Приоритетными задачами модернизации региональной системы профессионального образования являются:
- реформирование учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствии с требованиями закона и поставленной целью;
- достижение соответствия результатов качества обучения требованиям современных образовательных стандартов;
- минимизация на рынке труда кадрового дисбаланса с учетом задач социально-экономического развития края;
— открытие новых специальностей под запросы работодателей в связи с развитием новых производств;
- повышение эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на образование, привлечение инвестиций в образование.
Реализация этих задач позволит добиться следующего:
1. Создать укрупненные образовательные организации, способные через два года готовить кадры рабочих, специалистов и служащих по интегрированным практико-ориентированным образовательным программам. 2. Организовать сетевое взаимодействие краевых профессиональных образовательных организаций, имеющих отраслевую специализацию, с Инженерной школой ДВФУ и ведущими отраслевыми предприятиями и организациями.
Образование по данной схеме подразумевает два места обучения: в учебном заведении, где на занятиях приобретаются теоретические и основные практические знания, и на предприятии, где приобретаются практические знания и навыки (дуальное обучение). В результате такого подхода выпускники приобретут те компетенции, которые им позволят после окончания обучения сразу приступить к работе на предприятии.
Реализация целей и задач модернизации краевой системы профессионального образования осуществляется на базе созданной в предыдущие годы системы подготовки кадров и специалистов.
2. Состояние профессионального образования в Приморском крае
На территории края реализуют основные программы начального и среднего профессионального образования 41 краевое учреждение, подведомственное департаменту: 25 учреждений НПО и 16 СПО. В них по дневной форме обучается более 17 тысяч человек. Обучение ведется по 64 профессиям и 107 специальностям. Основные направления подготовки: транспортные средства, энергетика, архитектура и строительство, металлургия и машиностроение, сельское хозяйство, информационные технологии.
В учреждениях НПО с 2012 года на программы обучения, согласованные с работодателями, открыта подготовка по шести новым профессиям: в том числе «электромонтер по ремонту электросетей», «электромонтер по техническому обслуживанию электростанций и сетей», «наладчик аппаратного и программного обеспечения» и другим.
Государственные задания на подготовку кадров определяются на основе заключенных учреждениями соглашений с предприятиями, службами занятости и администрациями муниципальных образований края. Это позволяет поднять уровень занятости выпускников. В 2012 году этот показатель на 3 % выше, чем в предыдущем году и составляет 93%. Согласно проводимой Петрозаводским государственным университетом апробации комплексной методики мониторинга трудоустройства выпускников образовательных учреждений (участие в которой приняли 10 регионов) Приморский край стоит на втором месте по показателю «наибольшая доля трудоустроившихся выпускников начального профессионального образования с 2009-2011 гг.», уступая место лишь Республике Татарстан.
Доля выпускников краевых учреждений профессионального образования, трудоустроившихся в первый год после окончания учебы по специальности, составляет более 65%, а по ряду специальностей 90- 100%. Но большинство выпускников-юношей в течение первых месяцев призываются в Армию, не успев приступить к работе.
В целях модернизации профессионального образования и повышения престижа рабочих профессий в 2012 году совместно с краевыми учреждениями и социальными партнерами были созданы пять центров развития:
— Методический центр по разработке, апробации и реализации профессиональных образовательных программ сельскохозяйственного профиля на базе Уссурийского аграрного техникума. Он объединил все учреждения аграрного профиля (9), проводит обучение методистов и преподавателей в целях повышения качества образования;
‑ Центр сертификации прикладных квалификаций специалистов и рабочих кадров на базе Дальневосточного энергетического техникума;
‑ Базовый центр повышения квалификации кадров на базе Промышленного колледжа энергетики и связи;
‑ Стажировочная площадка для преподавателей по организации работы с одаренными детьми, обучающимися в учреждениях начального и среднего профессионального образования на базе учреждения среднего профессионального образования «Находкинский государственный гуманитарно–политехнический колледж»;
— Центр и сайт профориентации на базе Дальневосточного технического колледжа. На сайте можно получить разнообразную информацию об учреждениях, о профессии, задать вопрос и получить на него ответ. В будущем планируется давать информацию о работодателях, вакансиях.
Формируются 7 ресурсных центров (центров компетенции) по таким направлениям подготовки как: энергетика, сварка, судостроение и судоремонт, сельское хозяйство, машинообработка, сфера гостеприимства, строительство. Для этого был повышен статус учреждений, вложены средства краевого и федерального бюджетов на улучшение учебно-лабораторной базы обучения, разработаны различные формы сотрудничества с предприятиями-работодателями. В рамках краевой программы «Развитие профессионального образования» финансовые средства были направлены в базовые учреждения и ресурсные центры, в которых ведется подготовка по наиболее востребованным профессиям.
Современное учебно-лабораторное, тренажерное оборудование поставлено в профессиональный лицей №32 (г. Арсеньев), в Дальневосточный энергетический техникум (г.Владивосток), Колледж энергетики и связи (г.Владивосток), в Региональный технический колледж (г.Владивосток) ‑ специализированный класс сварки.
Формируется практика частно-государственного партнерства. Так, при содействии ОАО «ФСК ЕЭС» здание колледжа энергетики и связи было реконструировано, обновлены учебные классы и столовая, оборудованы специализированные лаборатории. Компанией Hyundai Heavy Industries для учащихся оборудован компьютерный класс и кабинет спецдисциплин. Администрацией края вложены средства на реализацию качественного образовательного процесса, приобретение мебели и учебников. Кроме того, учебные классы созданы на заводе, работодателем определены стипендии для студентов, представитель работодателя вошел в Наблюдательный совет учреждения и непосредственно участвует в управлении, летом организована практика студенческого отряда на предприятиях компании в Якутии. Инженерная школа ДВФУ участвовала в разработке интегрированных программ, преподаватели университета читают отдельные предметы в данном колледже.
3. Основные направления модернизации системы
профессионального образования Приморского края
Модернизация системы профессионального образования будет проведена с учетом лучших практик Приморского края и опыта Калужской области. Для достижения конечной цели намечены основные направления реформирования системы:
‑ формирование укрупненных колледжей на базе учреждений-лидеров для концентрации материальных, финансовых, кадровых и методических ресурсов;
‑ формирование государственно-общественной системы управления содержанием и результатами обучения, внедрение механизма оценки качества профессионального образования на основе информационной открытости образовательных учреждений и постоянно действующей системы общественного мониторинга (с участием представителей работодателей и общественных объединений), создание в крае интегрированных центров сертификации и присвоения профессиональных квалификаций;
‑ преобразование колледжей в автономные организации, что будет способствовать их развитию на основе привлечения к управлению работодателей, расширению объемов услуг, финансируемых из внебюджетных источников;
‑ интегрирование учреждений, что позволит оптимально использовать имеющиеся ресурсы, повысит мобильность учащихся (у них будет возможность перехода с одного уровня на другой или изменять образовательную траекторию в пределах одного уровня образования).
Планируется создание многофункциональных центров прикладных квалификаций, что предполагает участие в организации учебного процесса непосредственно работодателей. По поручению Губернатора края В.В.Миклушевского два таких центра будут созданы для судоремонта, судостроения и строительной отрасли.
Центр для автомобилестроения создается совместно с компанией «Соллерс» на базе краевого учреждения среднего профобразования Дальневосточного гуманитарно-технического колледжа.
В Находкинском филиале ДВФУ совместно с ЗАО «Восточная нефтехимическая компания» будет вестись подготовка по основным профильным специальностям высшего и среднего профобразования;
на базе двух краевых учреждений начального и среднего профобразования (объединив их в 2013 году и создав автономное учреждение — колледж) планируется организовать профессиональную подготовку и обучение вспомогательного и обслуживающего персонала: (электрики, сварщики, газосварщики и других).
Для промышленных предприятий северных территорий края совместно с заводами «Прогресс» и «Аскольд» будет организована работа по подготовке станочников на базе краевого учреждения — лицея №32 (преобразовав его в автономный колледж в 2013 году).
Подготовка станочников для заводов г. Владивостока будет вестись на базе многопрофильного колледжа (объединив в 2013 году лицей №11 и Лицей № 6), рабочих и специалистов для ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» на базе краевого учреждения Дальневосточного судостроительного колледжа в г.Большой Камень (отраслевом многофункциональном центре прикладных квалификаций).
Практика взаимодействия с работодателями на основе соглашений по такой схеме будет реализована в каждом учреждении.
Обоснование эффективности Концепции.
Эффективность реализации Концепции модернизации профессионального образования можно оценить по двум показателям — социальной и экономической значимости достигнутых результатов.
По социальному показателю:
- Качественное образование позволит обеспечить выпускникам учреждений профессионального образования востребованность и конкурентоспособность на рынке труда.
- Создание единой системы профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки позволит увеличить мобильность работников на рынке труда, решить проблему занятости высвобождающегося трудоспособного населения, обеспечить возможность непрерывного обучения в течение жизни.
- Планирование приема и выпуска на основе прогноза трудовой занятости и заказа сократит количество не трудоустроившихся после окончания образовательного учреждения выпускников.
По экономическому показателю:
- Укрупнение учреждений позволит увеличить количество обучающихся и обеспечить эффективное соотношение ученик-преподаватель (мастер производственного обучения), что позволит увеличить среднюю заработную плату педагогов и работников учреждений до средней заработной платы в экономике Приморского края.
- Практика социального партнерства учреждений образования с отраслевыми предприятиями при реализации профессиональных образовательных программ позволит снизить время и издержки предприятий и организаций на ввод работника на рабочее место после завершения обучения в учреждениях.
26 Июль 2016, 1541 просмотр.