Образование Приморского края
Информационно-образовательный портал Приморского края
Научно-образовательный центр "Империя школ"
тел.: +7 (423) 271-73-44, +7-914-791-73-44;

Концепция модернизации краевой системы профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Одобрена на заседании

Администрации Приморского края

под руководством Губернатора Приморского края В.В.Миклушевского

25 апреля 2013 года

 

 

Концепциямодернизации краевой системы профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

                                                        

1. Общие положения

Концепция развития профессионального образования Приморского края на 2013–2017 годы определяет основные цели и задачи в сфере развития системы профессионального образования и трудовых ресурсов края, механизмы их достижения.

Концептуальной целью модернизации является повышение качества профессионального образования и подготовка востребованных экономикой края кадров, соответствующих техническому и технологическому уровню современного производства.

Приоритетными задачами модернизации региональной системы профессионального образования являются:

- реформирование учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствии с требованиями закона и поставленной целью;

- достижение соответствия результатов качества обучения требованиям современных образовательных стандартов;

- минимизация на рынке труда кадрового дисбаланса с учетом задач социально-экономического развития края;

— открытие новых специальностей под запросы работодателей в связи с развитием новых производств;

повышение эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на образование, привлечение инвестиций в образование.

Реализация этих задач позволит добиться следующего:

1. Создать укрупненные образовательные организации, способные через два года готовить кадры рабочих, специалистов и служащих по интегрированным практико-ориентированным образовательным программам. 2. Организовать сетевое взаимодействие краевых профессиональных образовательных организаций, имеющих отраслевую специализацию, с Инженерной школой ДВФУ и ведущими отраслевыми предприятиями и организациями.

Образование по данной схеме подразумевает два места обучения: в учебном заведении, где на занятиях приобретаются теоретические и основные практические знания, и на предприятии, где приобретаются практические знания и навыки (дуальное обучение). В результате такого подхода выпускники приобретут те компетенции, которые им позволят после окончания обучения сразу приступить к работе на предприятии.

Реализация целей и задач модернизации краевой системы профессионального образования осуществляется на базе созданной в предыдущие годы системы подготовки кадров и специалистов.

 

2. Состояние профессионального образования в Приморском крае

На территории края реализуют основные программы начального и среднего профессионального образования 41 краевое учреждение, подведомственное департаменту: 25 учреждений НПО и 16 СПО. В них по дневной форме обучается более 17 тысяч человек. Обучение ведется по 64 профессиям и 107 специальностям. Основные направления подготовки: транспортные средства, энергетика, архитектура и строительство, металлургия и машиностроение, сельское хозяйство, информационные технологии.

В учреждениях НПО с 2012 года на программы обучения, согласованные с работодателями, открыта подготовка по шести новым профессиям: в том числе «электромонтер по ремонту электросетей», «электромонтер по техническому обслуживанию электростанций и сетей», «наладчик аппаратного и программного обеспечения» и другим. 

Государственные задания на подготовку кадров определяются на основе заключенных учреждениями соглашений с предприятиями, службами занятости и администрациями муниципальных образований края. Это позволяет поднять уровень занятости выпускников. В 2012 году этот показатель на 3 % выше, чем в предыдущем году и составляет  93%.    Согласно проводимой Петрозаводским государственным университетом апробации комплексной методики мониторинга трудоустройства выпускников образовательных учреждений (участие в которой приняли 10 регионов) Приморский край стоит на втором месте по показателю «наибольшая доля трудоустроившихся выпускников начального профессионального образования с 2009-2011 гг.», уступая место лишь Республике Татарстан.

Доля выпускников краевых учреждений профессионального образования, трудоустроившихся в первый год после окончания учебы по специальности, составляет более 65%, а по ряду специальностей 90- 100%. Но большинство выпускников-юношей в течение первых месяцев призываются в Армию, не успев приступить к работе.

В целях модернизации профессионального образования и повышения престижа рабочих профессий в 2012 году совместно с краевыми учреждениями и социальными партнерами были созданы пять центров развития:

Методический центр по разработке, апробации и реализации профессиональных образовательных программ сельскохозяйственного профиля на базе Уссурийского аграрного техникума. Он объединил все учреждения аграрного профиля (9), проводит обучение методистов и преподавателей в целях повышения качества образования;

Центр сертификации прикладных квалификаций специалистов и рабочих кадров на базе Дальневосточного энергетического техникума;

Базовый центр повышения квалификации кадров на базе Промышленного колледжа энергетики и связи;

‑ Стажировочная площадка для преподавателей по организации работы с одаренными детьми, обучающимися в учреждениях начального и среднего профессионального образования на базе учреждения среднего профессионального образования «Находкинский государственный гуманитарно–политехнический колледж»;

Центр и сайт профориентации на базе Дальневосточного технического колледжа. На сайте можно получить разнообразную информацию об учреждениях, о профессии, задать вопрос и получить на него ответ. В будущем планируется давать информацию о работодателях, вакансиях.

Формируются 7 ресурсных центров (центров компетенции) по таким направлениям подготовки как: энергетика, сварка, судостроение и судоремонт, сельское хозяйство, машинообработка, сфера гостеприимства, строительство. Для этого был повышен статус учреждений, вложены средства краевого и федерального бюджетов на улучшение учебно-лабораторной базы обучения, разработаны различные формы сотрудничества с предприятиями-работодателями.        В рамках краевой программы «Развитие профессионального образования» финансовые средства были направлены в базовые учреждения и ресурсные центры, в которых ведется подготовка по наиболее востребованным профессиям.

Современное учебно-лабораторное, тренажерное оборудование поставлено в профессиональный лицей №32 . Арсеньев), в Дальневосточный энергетический техникум .Владивосток), Колледж энергетики и связи .Владивосток), в Региональный технический колледж .Владивосток) ‑ специализированный класс сварки.

Формируется практика частно-государственного партнерства. Так, при содействии ОАО «ФСК ЕЭС» здание колледжа энергетики и связи было реконструировано, обновлены учебные классы и столовая, оборудованы специализированные лаборатории. Компанией Hyundai Heavy Industries для учащихся оборудован компьютерный класс и кабинет спецдисциплин. Администрацией края вложены средства на реализацию качественного образовательного процесса, приобретение мебели и учебников. Кроме того, учебные классы созданы на заводе, работодателем определены стипендии для студентов, представитель работодателя вошел в Наблюдательный совет учреждения и непосредственно участвует в управлении, летом организована практика студенческого отряда на предприятиях компании в Якутии. Инженерная школа ДВФУ участвовала в разработке интегрированных программ, преподаватели университета читают отдельные предметы в данном колледже.

3. Основные направления модернизации системы

профессионального образования Приморского края

 

Модернизация системы профессионального образования будет проведена с учетом лучших практик Приморского края и опыта Калужской области. Для достижения конечной цели намечены основные направления реформирования системы:

‑ формирование укрупненных колледжей на базе учреждений-лидеров для  концентрации материальных, финансовых, кадровых и методических ресурсов;

‑ формирование государственно-общественной системы управления содержанием и результатами обучения, внедрение механизма оценки качества профессионального образования на основе информационной открытости образовательных учреждений и постоянно действующей системы общественного мониторинга участием представителей работодателей и общественных объединений), создание в крае интегрированных центров сертификации и присвоения профессиональных квалификаций;

‑ преобразование колледжей в автономные организации, что будет способствовать их развитию на основе привлечения к управлению работодателей, расширению объемов услуг, финансируемых из внебюджетных источников;

‑ интегрирование учреждений, что позволит оптимально использовать имеющиеся ресурсы, повысит мобильность учащихся них будет возможность перехода с одного уровня на другой или изменять образовательную траекторию в пределах одного уровня образования).

Планируется создание многофункциональных центров прикладных квалификаций, что предполагает участие в организации учебного процесса непосредственно работодателей. По поручению Губернатора края В.В.Миклушевского два таких центра будут созданы для судоремонта, судостроения и строительной отрасли.

Центр для автомобилестроения создается совместно с компанией  «Соллерс» на базе краевого учреждения среднего профобразования Дальневосточного гуманитарно-технического колледжа.

В Находкинском филиале ДВФУ совместно с ЗАО «Восточная нефтехимическая компания» будет вестись подготовка по основным профильным специальностям высшего и среднего профобразования;

на базе двух краевых учреждений начального и среднего профобразования  (объединив их в 2013 году и создав автономное учреждение — колледж) планируется организовать профессиональную подготовку и обучение вспомогательного и обслуживающего персонала: (электрики, сварщики, газосварщики и других).

Для промышленных предприятий северных территорий края совместно с заводами «Прогресс» и «Аскольд» будет организована работа по подготовке станочников на базе краевого учреждения — лицея №32  (преобразовав его в автономный колледж в 2013 году).

Подготовка станочников для заводов г. Владивостока будет вестись на базе многопрофильного колледжа (объединив в 2013 году лицей №11 и Лицей № 6), рабочих и специалистов для ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» на базе краевого учреждения Дальневосточного судостроительного колледжа в г.Большой Камень (отраслевом многофункциональном центре прикладных квалификаций).

Практика взаимодействия с работодателями на основе соглашений по такой схеме будет реализована в каждом учреждении.

Обоснование эффективности Концепции.

Эффективность реализации Концепции модернизации профессионального образования можно оценить по двум показателям — социальной и экономической значимости достигнутых результатов.

По социальному показателю:

  1. Качественное образование позволит обеспечить выпускникам учреждений профессионального образования востребованность и конкурентоспособность на рынке труда.
  2. Создание единой системы профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки позволит увеличить мобильность работников на рынке труда, решить проблему занятости высвобождающегося трудоспособного населения, обеспечить возможность непрерывного обучения в течение жизни.
  3. Планирование приема и выпуска на основе прогноза трудовой занятости и заказа сократит количество не трудоустроившихся после окончания образовательного учреждения выпускников.

 По экономическому показателю:

  1. Укрупнение учреждений позволит увеличить количество обучающихся и обеспечить эффективное соотношение ученик-преподаватель (мастер производственного обучения), что позволит увеличить среднюю заработную плату педагогов и работников учреждений до средней заработной платы в экономике Приморского края.
  2. Практика социального партнерства учреждений образования с отраслевыми предприятиями при реализации профессиональных образовательных программ позволит снизить время и издержки предприятий и организаций на ввод работника на рабочее место после завершения обучения в учреждениях.

26 Июль 2016, 1541 просмотр.