Образование Приморского края
Информационно-образовательный портал Приморского края
690090, Приморский край, г.Владивосток, ул.Пологая 53, оф. 203
тел.: +7 (423) 271-73-44, 914-791-73-44; тел.: +7 (423) 271-73-66, 914-791-73-66

Памятка об основах противодействия распространению экстремистской и террористической идеологии в молодежной среде для сотрудников образовательных организаций

Памятка об основах противодействия распространению экстремистской и террористической идеологии в молодежной среде для сотрудников образовательных организаций

Экстреми́зм – приверженность к крайним взглядам и, в особенности, мерам. Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции, методы партизанской войны.

Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране.

Преступления экстремистской направленности – преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Согласно требованиям ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, уголовная ответственность за преступления экстремистской направленности наступает с 16-летнего возраста.

За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
(от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ) предусматривает ответственность за противоправные действия, которые могут носить экстремистский характер или исходить из экстремистских побуждений, такие как:

- нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ);

- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАП РФ);

- производство и распространение экстремистских материалов
(ст. 20.29 КоАП РФ).

Наиболее строгая форма ответственности за осуществление экстремистской деятельности – уголовная, которая наступает за:

- публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности
(ст. 280 УК РФ);

- возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ);

- организация экстремистского сообщества, а также участие в экстремистском сообществе (ст. 282.1 УК РФ);

- организация деятельности экстремистской организации, а также участие в экстремистской организации (ст. 282.2 УК РФ);

- геноцид (ст. 357 УК РФ).

Одним из средств своевременного предупреждения вовлечения подростков в террористические группировки и противодействия вербовочной пропаганде, проводимой представителями террористических организаций, является профилактическая работа в образовательном учреждении.

Для того чтобы своевременно предотвратить деструктивные проявления в ученической среде, а также выявить обучающихся, склонных к совершению противоправных действий экстремистского характера, профилактическая работа в образовательной организации должна быть выстроена в соответствии со следующими принципами:

комплексность – представляет собой согласованное взаимодействие образовательной организации с муниципальным органом управления образованием, территориальными органами правопорядка и муниципальной Комиссией по делам несовершеннолетних по вопросам реализации единой стратегии всесторонней профилактической деятельности;

системность – обеспечивает планомерное проведение теоретических и практических мероприятий антиэкстремистской и антитеррористической направленности, формирующих у обучающихся систему ценностей, знаний и навыков, обеспечивающих безопасное поведение детей и подростков в обществе;

актуальность – заключается в соответствии содержания и организации профилактической работы реалиям связанной с возникновением террористических угроз политической и социально-культурной обстановки в регионе, стране и мире;

адресность – предполагает адаптацию методов и приемов профилактики для каждого отдельного коллектива учащихся, каждого отдельного подростка.

Методы осуществления педагогическим коллективом деятельности, направленной на профилактику распространения экстремистской и террористической идеологии:

1. Плановое проведение профилактических мероприятий по темам, связанным с формированием у детей и подростков стойкого неприятия образа жизни, взглядов и действий экстремистских и террористических группировок, в том числе с привлечением сотрудников территориальных органов правопорядка;

2. Проведение профилактических занятий с демонстрацией видео-фильмов о последствиях вовлечения в деятельность деструктивных религиозных организаций (Свидетели Иеговы, Мармоны и пр.);

3. Проведение занятий, направленных на повышение грамотности детей и родителей в вопросах обеспечения информационной безопасности при пользовании сетью Интернет, а также разъяснение возможных угроз, связанных с общением с неизвестными лицами в социальных сетях;

4. Освещение в рамках преподавания предметов «обществознание» и «ОБЖ» правовых основ противодействия терроризму и экстремизму;

5. Плановое проведение мероприятий с приглашением сотрудников органов правопорядка в целях разъяснения обучающимся методов воздействия и вовлечения молодежи в деструктивные группировки, правил защиты в случае давления и манипулирования, а также последствий и видов ответственности за противоправные действия экстремистского и террористического характера.

6. Организация мониторинга учебных программ и пособий с целью выявления материалов, содержащих лозунги, призывы, пропаганду и иную информацию экстремистской направленности;

7. Организация адресной работы с детьми лиц, осужденных за преступления экстремистского либо террористического характера.

8. Осуществление взаимодействия с подростковыми общественными объединениями, вовлечение их в жизнь образовательной организации, проведение совместных школьных мероприятий;

9. Организация в образовательном учреждении факультативного курса по изучению законодательства в сфере противодействия экстремизму и терроризму, создание стендов антиэкстремистской и антитеррористической направленности в учебных заведениях;

10. Разработка и реализация с участием родительской общественности комплекса мероприятий по развитию межнационального диалога и интернационализма среди подростков, включая создание клубов интернациональной дружбы;

11. Выявление фактов детского неблагополучия и отсутствия по этой причине учащихся на занятиях, принятие мер по их возвращению в учебные заведения;

12. Осуществление взаимодействия с представителями территориальных подразделений по делам несовершеннолетних УМВД России по Приморскому краю в целях своевременного принятия мер в отношении детей и подростков, отличающихся девиантным поведением, а также организации совместной адресной работы по уже выявленным фактам участия несовершеннолетних в экстремистской и террористической деятельности;

13. Установка одним из критериев качества воспитательной работы количественный показатель, отражающий зависимость ее состояния от числа обучающихся (воспитанников), привлеченных к уголовной и административной ответственности.

Руководство мероприятиями по противодействию терроризму и экстремизму осуществляет руководитель образовательного учреждения. Для организации практических действий и работы с документами по этим вопросам решением руководителя назначается ответственный – один из сотрудников образовательного учреждения, обладающий опытом руководящей работы.

Планирование работы в образовательном учреждении по вопросам противодействия терроризму и экстремизму осуществляется на календарный год с поквартальным делением. В план работы включаются: совещания по вопросам противодействия терроризму и экстремизму, инструктажи и тренировки, практические мероприятия, в т.ч. мероприятия, приуроченные ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября), разработка инструкций и памяток, планов проведения тренировок, учений, а также мероприятия с привлечением УМВД, УФСБ по Приморскому краю, родительской общественности и пр.. План работы утверждается руководителем образовательного учреждения.

Руководителем также утверждается алгоритм действий в случае выявления детей с признаками вовлечения в деструктивную идеологию, в соответствии с которым при обнаружении подобных признаков:

- педагогический работник обязан сообщить о случившемся ответственному за организацию антиэкстремистской и антитеррористической деятельности в образовательном учреждении лицу,

- ответственный должен немедленно довести информацию до сведения руководителя организации,

- директор учреждения должен проинформировать руководителя муниципального органа управления образованием и территориальную Комиссию по делам несовершеннолетних,

- руководителю управления образованием необходимо передать сведения в департамент образования и науки Приморского края, территориальной Комиссии по делам несовершеннолетних – в Приморскую краевую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.


Памятка учителю (преподавателю), работающему с обучающимися

В целях выявления детей, попавших под влияние секты или неформальных молодежных объединений, учитель (преподаватель) должен обращать внимание на следующие факты:

1. Изменение интересов у ребенка. Он меньше интересуется школьными делами, стал равнодушен к общению с друзьями, охладел к учебе, вообще к привычным развлечениям, увлечениям, читает нацистскую литературу.

2. Изменения в поведении. Учащийся неадекватно или агрессивно реагирует на повседневные, привычные вещи, проявляет подчеркнутое безразличие ко всему.

3. Изменение речи. Ребенок использует новые для него нехарактерные выражения, слова, термины (1488, бон, афа, киты, фа, фаши), в грубой форме выражает неодобрение к людям другой национальности либо религии (называет их различными кличками — киты, серпоносцы, азеры). Доказывая что-либо , часто приводит в пример странноватые, непривычные цитаты. Сама манера говорить может производить впечатление «заезженной пластинки» из-за повторяющихся, как будто заученных речей.

4. Изменение стиля одежды, внешнего вида.

При наличии у ребенка указанных признаков, необходимо незамедлительно сообщить об этом ответственному за организацию антиэкстремистской и антитеррористической деятельности в образовательном учреждении лицу либо руководителю учреждения, а также родителям учащегося. Руководитель, в свою очередь, должен немедленно проинформировать о случившемся руководителя муниципального органа управления образованием, муниципальную Комиссию по делам несовершеннолетних и территориальное подразделение по делам несовершеннолетних УМВД России по Приморскому краю.

06 Апрель 2016, 2442 просмотра.