Образование Приморского края
Информационно-образовательный портал Приморского края
Научно-образовательный центр "Империя школ"
тел.: +7 (423) 271-73-44, +7-914-791-73-44;

«Тем, кому труднее – наша помощь и внимание»

 ‑ Лариса Владимировна, в последние дни марта пришло приятное известие: ваша школа-интернат вошла в число лауреатов всероссийского конкурса «Лучшее коррекционное образовательное учреждение-2015». Примите поздравления. Расскажите, пожалуйста, что это за конкурс, по каким критериям определяли лучших, и как вы представили достижения своего коллектива?

 ‑ В конкурсе принимали участие коррекционные образовательные организации, организации, имеющие коррекционные классы, группы, детей с ограниченными возможностями со всей страны. В конкурсных материалах нужно было отразить инновационную деятельность коллектива, показать эффективность современных технологий в образовательном процессе коррекционного образовательного учреждения. Мы представили наш опыт работы в этом направлении, и экспертный совет конкурса дал нам высокую оценку.

 ‑ Каким детям вы помогаете получить образование, социально адаптироваться в обществе? Насколько инновации приемлемы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья?

 ‑ В нашем интернате 146 учеников. Это дети из всех районов Приморского края и Магаданской области. Главным образом, это дети ‑ инвалиды по зрению. Кто-то совсем незрячий, таких деток у нас 47, а кто-то слабо видит. Как правило, у таких детей есть еще сопутствующие заболевания, например, ДЦП, кому-то требуется логопедическая помощь. Поэтому, конечно, наша первоочередная задача поддержать ребят, сформировать у них коммуникативные умения, элементарные культурные навыки. С каждым ребенком ведется индивидуальная коррекционная работа. Ежегодно учащиеся проходят углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов. Для тех, кому нужен дополнительный диспансерный осмотр, медицинская служба в плановом порядке проводит специальные курсы реабилитации, лечения. Мы стараемся восстановить детям зрение, а при его глубоком нарушении ‑ сохранить на прежнем уровне. Анализ результатов лечения зрения за последние три года показал, что улучшения наблюдаются у 60% детей, у остальных ‑ сохранность зрения на прежнем уровне. Современные технологии нам только в помощь. Именно они помогают повысить эффективность учебного процесса.

 ‑ Ваша школа-интернат первая в крае начала осваивать дистанционные технологии обучения. Чего удалось добиться за эти годы?

 ‑ Действительно, в 2009 году в рамках приоритетного национального проекта «Образование» на базе нашего учреждения был организован ресурсный центр дистанционного образования детей-инвалидов Приморского края (сокращенно РЦДО). За эти годы 359 детей-инвалидов стали участниками программы «Дистанционное образование детей-инвалидов» с применением современных информационно-коммуникационных и интернет-технологий. В настоящее время обучение продолжают 329 человек.

 В настоящее время в крае работают восемь филиалов Центра: два в городе Арсеньеве, в Артеме, Владивостоке, Находке, Уссурийске, Шкотовском и Октябрьском районах. Мы создали 287 рабочих мест для учителей, работающих в РЦДО, и педагогов, работающих индивидуально с детьми-инвалидами по месту жительства, которые являются участниками программы.

 Прежде всего, ребенку должно быть дано заключение психолого-медико-педагогической комиссии, о том, что ему не противопоказана такая форма обучения, разрабатываются индивидуальные учебные планы, которые мы согласовываем с родителями, школами, муниципальными органами управления образованием.

 Отдельным блоком в программе Центра выделен здоровьесберегающий аспект, экология программы для сохранения здоровья и ограничения вредного воздействия компьютерного оборудования на ребенка. Наша задача не только дать возможность учиться, но и сохранить здоровье ребенка, не навредить ему. Мы наладили тесное взаимодействие детей, их родителей с учителем-логопедом, дефектологом, сурдопедагогом, тифлопедагогом. В целях обеспечения морально-психологической поддержки детей-инвалидов проводится плановая и внеплановая работа педагогом-психологом. Еженедельно проводится более 1200 дистанционных уроков.

 На первом этапе нам нужно было подготовить наших учителей к тому, что им придется вести уроки по-новому. Поэтому разработали план мероприятий по подготовке и повышению квалификации педагогов, работающих с детьми-инвалидами дистанционно. Мы провели и обучающие семинары, и научно-практические конференции об особенностях организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий. Подготовили сборник методических рекомендаций.

 В нашем центре работают и высококвалифицированные технические специалисты ‑ инженеры-программисты, системные администраторы, операторы. Они первыми в крае освоили и ввели в эксплуатацию специализированное оборудование. Осуществили перевод учебных материалов в брайлевский формат. Разработали и внедрили электронные журналы.

 Теперь педагоги свободно используют в учебном и воспитательном процессах брайлевский принтер, брайлевский дисплей, графические планшеты, программно-управляемый конструктор «Лего», электронный микроскоп, электронную лупу, программу голосового управления компьютером для слепых и слабовидящих Jaws, комплекты датчиков для проведения лабораторных исследований.

 Сегодня мы являемся инновационной экспериментальной площадкой Дальневосточного федерального университета по теме: «Дистанционные образовательные технологии как средство получения дополнительного образования», а также стажировочной площадкой ДВФУ для студентов и магистрантов педагогических специальностей.

 За три года для работников департамента образования и науки Приморского края, руководителей и педагогических работников образовательных организаций края, студентов-магистрантов Школы педагогики ДВФУ было проведено 8 семинаров, 4 совещания, 3 вебинара, способствующих обмену опытом, сетевому взаимодействию, повышению квалификации. Наши педагоги с удовольствием делятся своим опытом, рассказывая коллегам, как используют в своей работе креативные, игровые, проектно-исследовательские технологии, лично-ориентированного образования, коллективные и групповые способы обучения, тренинги.

 Многие успешно выступают на научно-практических конференциях всероссийского уровня, участвуют в конкурсах, фестивалях. В нашей копилке сертификат участника III международной конференции «Информационные технологии для Новой школы», дипломы Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок», Всероссийского дистанционного конкурса «Лучшая методическая разработка», приз международного кластера «Инновационные технологии в практике образования».

 В нашей школе-интернате располагается единственный в городе Артеме пункт проведения экзаменов для детей с ограниченными возможностями здоровья в различных формах.

 Осенью прошлого года наш педагогический коллектив стал одним из организаторов и участников Всероссийской научно-практической конференции «Создание безбарьерной среды с использованием ИКТ в условиях инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями», которая проходила в городе Уссурийске. Мы хотели привлечь родителей, учителей, студентов, специалистов, ученых и преподавателей к совместному обсуждению основных тенденций в системе образования. Результатом работы конференции стала резолюция и письмо педагогической общественности Приморского края в Министерство образования о сохранении системы коррекционной педагогики. Материалы конференции опубликованы в научном электронном издании Дальневосточного федерального университета. В настоящее время разрабатывается система инклюзивного образования Приморского края с учетом опыта работы нашего Ресурсного центра.

 ‑ А какие успехи ваших учеников Вас особенно радуют?

 ‑ Во-первых, 46% наших учеников учатся на «хорошо» «отлично». Но мы за то, чтобы они расширяли свой кругозор, поэтому стараемся активизировать внеклассную и внешкольную работы по предмету, а также предоставляем учащимся возможность соревноваться между собой. Наши ребята принимают участие в различных дистанционных конкурсах, проектах, соревнованиях, и довольно успешно. Система воспитательной работы способствует созданию оптимальных условий для духовного и личностного развития.

 В прошлом учебном году в десятой Международной олимпиаде по основам науки приняло участие 53 учащихся, которые набрали от 62 до 93 баллов из 100, 26 человек стали финалистами. В нынешнем учебном году в одиннадцатой Международной олимпиаде было уже 108 участников с результатом от 65 до 98 баллов из 100, 47 человек вышли в финал.

 Во всероссийской дистанционной олимпиаде проекта Инфоурок по основным предметам учебного курса 49 человек получили сертификат участника, дипломами первой степени награждены 16 ребят, второй степени -25 человек, третьей степени -10 человек.

 В молодежном конкурсе «Будущее проектируем сами» Евгений Некрасов занял второе место. Его проект компьютерной игры «Игра для всех», разработанный для детей с ограниченными возможностями, был высоко оценен членами жюри. В конкурсе творческих проектов для детей и подростков с нарушениями зрения «Мой яркий мир» приняли участие 32 человека, семеро из них заняли призовые места и награждены почетными грамотами и ценными подарками. Во втором Международном детском творческом конкурсе «Сказки Красивого Сердца» под эгидой комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО Андрей Кузин в номинации «Фантастический рассказ» занял первое место, еще четверо стали финалистами.

 Есть и спортивные успехи у наших ребят. У Антона Шипицы, например, за победы в соревнованиях по шахматам и шашкам 12 золотых, 5 серебряных и 5 бронзовых медалей, у Алевтины Ревякиной 5 золотых, 6 серебряных и 5 бронзовых. Андрей Минаев в этом году в соревнованиях по греко-римской борьбе в Дальневосточном федеральном округе завоевал 2 бронзовых медали. Евгений Соколов, слепой мальчик, в краевых соревнованиях по тхэквандо завоевал две золотых медали. Команда старшеклассников в этом виде соревнований заняла второе место. Любовь Игошина, ученица 10 класса, прошла все отборочные туры программы обмена для старшеклассников «Flex» и была направлена на один год для обучения в США.

 Перечень достижений воспитанников школы-интерната довольно большой. Можно продолжить приводить примеры. Это приятно. Успехи учеников ‑ наши общие успехи, наша общая победа.

 Среди наших бывших воспитанников есть педагоги, юристы, экономисты, массажисты, музыканты, социологи. Мы рады, что каждому из них отдали частичку своей души, и она помогает им в жизни. Негласный девиз нашего коллектива: тем, кому труднее – наша помощь и внимание.

 ‑ Лариса Владимировна, еще раз поздравляем Вас и ваш коллектив с заслуженной победой в конкурсе «Лучшее коррекционное образовательное учреждение-2015» и желаем, чтобы с Вашей помощью как можно больше детей с ограниченными возможностями здоровья нашли свое место в жизни.

15 Апрель 2015, 1691 просмотр.