Образование Приморского края
Информационно-образовательный портал Приморского края
Научно-образовательный центр "Империя школ"
тел.: +7 (423) 271-73-44, +7-914-791-73-44;

Информационная справка об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательных организациях Приморского края

Организация образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов осуществляется в рамках государственной программы Приморского края «Развитие образования Приморского края на 2013 — 2020 годы».

На территории Приморского края функционирует 29 краевых государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждения, где реализуется право на обучение 3356 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 807 детей-инвалидов: с нарушениями слуха (2 учр., 148 чел.), зрения (2 учр., 183 чел.), интеллекта (23 учр., 2859), опорно-двигательного аппарата (1 учр., 101 чел.), с задержкой психического развития (1 учр., 65 чел.).

В муниципальных общеобразовательных организациях обучаются 1277 детей-инвалидов (2014 год – 1326) и 1385 детей с ограниченными возможностями здоровья (2014 год – 1363). Кроме того действуют 12 специальных (коррекционных) классов в муниципальных общеобразовательных организациях Артемовского городского округа (1), Хасанского (4), Хорольского (7) муниципальных районах. В классах обучаются 108 детей (2014 год – 11 классов). На дому обучается 490 детей.

На базе государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV видов» г. Артема действует Ресурсный центр дистанционного образования детей-инвалидов (РЦДО), в котором созданы условия для обучения 329 детей-инвалидов. Это дети-инвалиды I, II и III групп, которые проживают в 29 городах и районах края и по состоянию здоровья не могут посещать школу. Всем учащимся предоставлено компьютерное оборудование по месту жительства.

В крае работает 8 филиалов центра (2 ‑ в г. Арсеньеве и по одному в г.г. Артеме, Находке, Уссурийске, Владивостоке, Шкотовском, Октябрьском районах). На базе Центра создана краевая экспериментальная площадка по развитию дистанционного обучения. Совместно с ГОАУ ВПО ДВФУ здесь проводятся обучающие семинары, научно-практические конференции об особенностях организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий и применением компьютерной техники и связи для учителей, осваивающих технологии дистанционного обучения.

Разработаны меры, направленные на обеспечение доступности и предоставление услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом региональной специфики.

В рамках подпрограммы «Доступная среда» на 2013-2020 годы государственной программы Приморского края «Социальная поддержка населения Приморского края на 2013 – 2020 годы» в 2014 году выполнены мероприятия:

приобретено оборудование для обеспечения полной слуховой среды в КГС )ОУ I вида;

оборудовано пандусом, оснащены лестницы поручнями в КГС )ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида»;

оборудовано тактильными плитками пешеходная дорожка, мнемосхемами помещение в здании КГС )ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV видов». Приобретены звуковые мячи, общедиагностические полихроматические таблицы Рабкина, доски с Брайлевскими буквами;

приобретена акустическая система «Ямаха», звукоусиливающая аппаратура и слухоречевые тренажеры для КГС )ОУ «Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад II вида»;

оборудовано тифлоприборами, звуковыми маяками КГС )ОУ «Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад IV вида», оборудована детская площадка специальным нескользящим рельефным покрытием.

На развитие сетевых образовательных услуг на основе использования дистанционного обучения для детей, проживающих в отдаленных территориях, и детей с ограниченными возможностями здоровья направлено 2,257 млн. руб.

На внедрение и поддержку инфраструктуры доступа и электронных образовательных систем для обеспечения дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в 2014 году направлено 21,90 млн. руб.

Объем средств подпрограммы на мероприятия в сфере образования составил 27576,8 млн. руб., из них средств федерального бюджета 1,675 млн. руб. (Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации). Средства израсходованы в полном объеме.

С 2014 года в Приморский край участвовал в реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда». Проведены мероприятия по формированию сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов (Министерство образования Российской Федерации). В 95 общеобразовательных организаций Приморского края поставлены специализированные комплекты средств для создания условий инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, составляет 22,3%. Доступность всех общеобразовательных учреждений запланировано обеспечить до 2020 года.

Департаментом образования и науки Приморского края:

создана Координационная группа по реализации Плана действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в Приморском крае;

разработан и утвержден План действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в Приморском крае.

В системе проводятся семинары, курсы повышения квалификации по вопросам введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ. В период 2015 – 2016 годов в Приморском краевом институте развития образования повысили свою квалификацию 384 учителей–предметников, воспитателей, руководителей специальных (коррекционных) организаций и общеобразовательных школ.

Проведен цикл семинаров «Методические подходы к построению адаптированной основной общеобразовательной программы, адаптированной образовательной программы в системе программного обеспечения для детей с ограниченными возможностями здоровья, применяемые к правоотношениям с 01 сентября 2016 года».

До конца 2016 года запланировано проведение курсов повышения квалификации, семинаров для воспитателей, учителей-предметников (учителей математики, истории, биологии, географии) коррекционных образовательных организаций.

Изданы

публикации научных, методических, аналитических материалов по вопросам введения и реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ в научно-практическом журнале «Учитель Приморья» (№ 11 2015г. «Проблемы и перспективы инклюзивного образования в России»; № 12 2015г. Статья «Собственный путь от интеграции к инклюзии детей с расстройствами аутистического спектра»).

методические рекомендации, обобщающие опыт работы педагогов по реализации ФГОС НОО с ОВЗ «Система комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающем обучении» в 2 частях  — 2015 год;

методические рекомендации «Социально-психолого-педагогическое сопровождение образовательно-воспитательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС» — 2016 год.

Пилотной площадкой по введению ФГОС для обучающихся с ОВЗ является Владивостокская (коррекционная) начальная школа-детский-сад VII вида. На баз школы с 01.09.2015 организована работа инклюзивного класса детей с расстройствами аутистического спектра.

Обучение детей в этом классе организованно по адаптированной общеобразовательной программе для детей с РАС, учебному плану, расписаниям занятий в соответствии с требованиями второго варианта ФГОС для детей с расстройствами аутистического спектра.

Созданы необходимые условия обучения: кадровые  (учитель, учитель-логопед, тьютор, педагог-психолог, педагог дополнительного образования); учебно-методические (АООП для детей 1 класса с РАС, PECT-технология, ABA-klass-технология для детей с РАС, общеобразовательная программа ФГОС НОО, УМК – программы «Школа России»); материально-технические (обеспечение школьной мебелью, посудой для приёма пищи, учебниками из школьного фонда); информационные (программный интерактивный комплекс 1-4 (программы начальной школе, учебники, дидактический материал в электронном виде, персональные нетбуки для каждого ученика, множительная техника, конструктор-лего, ноутбук для учителя); финансовые (государственное финансовое обеспечение образовательных услуг в учебное и вне учебное время, 3-х разового питания, штатов обучения и специального сопровождения ученика с РАС).

В целях создания условий для инклюзивного образования детей проводится работа по формированию в колледжах края доступной безбарьерной среды.

Услуги по обучению и переобучению инвалидов осуществляют все профессиональные образовательные учреждения (далее ПОУ), подведомственные департаменту образования и науки Приморского края.

Прием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на обучение по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих кадров, служащих и программы подготовки специалистов среднего звена) и программам профессионального обучения осуществляется в соответствии с приказом Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования».

Для данной категории граждан профессиональное образование осуществляется очной, очно-заочной и заочной формам обучения. Наиболее востребованы 4 основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования: наладчик аппаратного и программного обеспечения, компьютерные сети, информационные системы (по отраслям), банковское дело и 14 программ подготовки квалифицированных рабочих: бухгалтер, столяр, повар, кондитер, пекарь, штукатур — маляр, облицовщик, плиточник, столяр строительный, плотник, изготовитель пищевых полуфабрикатов, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин, овощевод, цветовод.

В настоящее время в 31 краевом профессиональном образовательном учреждении обучается 106 чел., имеющих инвалидность 2,3 группы,

В 9 ПОУ края для 372 чел., выпускников коррекционных школ, специально созданы 18 групп с адаптированными учебными программами профессионального обучения, что составляет 15,7% от общего числа групп обучающихся.

В колледжах края с 2014 году активно проводилась работа по созданию доступной образовательной среды для инвалидов. При разработке Паспорта доступности среды (разработаны во всех ПОУ, 100%, 65,8% зданий) в качестве консультантов-экспертов привлечены уполномоченные представители Приморской краевой организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов».

Проводится работа по созданию в Приморском крае базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного среднего профессионального образования . Уссурийск, автомобильно-технический колледж). Приморскому краю Минобрнауки России распределил 8,151 млн. рублей на реализацию инновационного проекта системы инклюзивного образования инвалидов и лиц с ОВЗ в условиях колледжей. Соглашение между АПК и Минобрнауки России проходит согласование.

Разработан проект Дорожной карты по реализации Межведомственного комплексного плана мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016 годы.

Краевые колледжи (31) на федеральном Портале информационной и методической поддержки инклюзивного СПО инвалидов и Лиц с ОВЗ разместили информацию о наличия условий для получения среднего профессионального образования и профессионального обучения инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья и адаптированных для их обучения образовательных программ.

В 2016 году проводится работа, направленная на:

введение ФГОС ОВЗ;

широкое использование дистанционных технологий в организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях;

проведение обучающих семинаров для учителей, работающих по программам дистанционного обучения;

создание на базе РЦДО координационного совета по развитию инклюзивного образования в Приморском крае с целью организации сопровождения образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в инклюзивных классах и дошкольных инклюзивных группах образовательных организаций Приморского края.

26 Ноябрь 2016, 3601 просмотр.